Когда сова на шесте свистнет
Сеансы
Смешарики. Легенда о золотом драконе мультфильм, приключения, комедия. Россия, 2016. Режиссер: Денис Чернов

«Страшно, аж капец, – повернулся ко мне пятилетний сын после очередной вспышки на экране. – Они сейчас умрут»… Всего час назад такого поворота событий ничто не предвещало. Миролюбивые Смешарики привычно функционировали в своем беззаботном мире. Крош, Ежик и Нюша повышали уровень адреналина в туловище с помощью компьютерных игр, Лосяш изобретал Улучшайзер, летательный ржавый аппарат ломался под крылом Пина. И только Бараш страдал: то ли от того, что не мог оправдать надежд друзей, то ли от того, что никто его никак в покое не оставит.

Склоняясь больше к первому, круглое парнокопытное решает воспользоваться изобретением Лосяша, чтобы усовершенствовать свой организм лучшими качествами приятелей. Высоко прыгать, как кролик. Быть мудрым, как сова. Спотыкаясь и роняя предметы на каждом шагу, он-таки пробирается в пепелац Пина и водружает на макушку конструкцию с красной кнопкой. Естественно, в то же мгновение поскальзывается на морковке и случайно превращается в насекомое отряда чешуекрылых. С этой секунды зеленая гусеница с восемью ножками и душой Бараша будет держать в напряжении маленьких зрителей до конца фильма.

За это время шарообразная компания рухнет на запутавшихся парашютах в джунгли и окажется в центре приключений – вместе со свирепыми, но танцующими туземцами и жадными, но невезучими расхитителями гробниц.

«Смешарики. Легенда о золотом драконе» – второй полнометражный опыт выхода на широкий экран одноименного сериала. Сборы первой картины «Смешарики. Начало» составили 8,4 миллиона долларов, и на производство продолжения был заложен бюджет 15 миллионов. Соответственно, и подход остался прежним: был создан продукт для семейного просмотра – так, чтобы и детям было страшно, и родителям весело.

Хотя, на мой взгляд, со взрослой целевой аудиторией авторы премьеры все-таки немного промазали. Те, кто и так ходит с детьми на каждый новый мультфильм в кино, не пропустят и этот экшн, снятый по всем законам жанра. Другое дело, что настоящие поклонники телеприключений Смешных Шариков останутся в недоумении: для них год ожиданий выхода на экран любимых персонажей может стать разочарованием. Оно сложится из мелочей, каждая из которых органично дополнит предыдущую.

Слишком мощный пласт информации выходит в пространство зрительного зала, да так и остается висеть в воздухе, никем не оцененный. Кого хотели удивить сценаристы, не по разу употребляя понятия «ортодоксы» или «генералиссимус»? Длинные непонятные слова не придают динамики сюжету, детский мозг на них не реагирует, а взрослый несколько вылетает за пределы темного помещения с экраном. А ведь мамы с папами тоже пришли расслабиться на ближайшие 85 минут.

Вообще складывается впечатление, что игры со зрительской эрудицией для создателей нынешних «Смешариков» стали гораздо важнее сюжета. Это касается постоянных отсылок к западной кинопродукции. Собственно, ничего страшного в параллелях с Ларой Крофт или Индианой Джонсом нет, ведь проект, как всем известно, интернациональный. Не спорю, может, в КНР аудитория мультфильма и больше, чем в России, но все-таки книксен в сторону отечественного потребителя можно было сделать. Вот не получается органично у Совуньи крутиться на шесте кверху лапами под «Sex bomb» или у девушки-бобрихи зацикливаться на поедании гамбургеров. Хотя ради справедливости стоит сказать, что в Китае наши Смешарики воспринимаются как разновидность Покемонов. Может, там эти странные зверюшки как раз вытворяют то, чего от них ждут.

Еще одна загадка – слоган картины. Придя на демонстрацию «предпоследней надежды человечества», публика вынуждена гадать до финальных титров: а где человечество? и где надежда? Вроде главная проблема – гусеница, она же сосиска, она же Бараш, она же просто баран, и его проблема «тварь ли я дрожащая»… Ну, и сопутствующие вечные темы: остаться в живых, спасти великолепную восьмерку, поменять телами девятого смешарика. И все это случается в пределах небольшого поселения сказочных существ, которые вовсе и не надеются на круглых спасателей. Все происходит с точностью до наоборот.

Если все же отключить мозг вместе со звуком телефона, как того просит голос перед началом фильма, удовольствие от просмотра получить вполне возможно. Джунгли, детализированные и масштабные, поражают максимальной реалистичностью. Прорисован каждый лепесток, каждый ствол дерева. Невообразимо по-настоящему солнце пробирается сквозь листву деревьев, а фонтан брызг, взметнувшийся над Крошем, тончайшей пылью тает в знойном воздухе.

Казалось бы, создатели картины приготовили премьеру для тех, кто уже знаком с миром и взаимоотношениями забавных шариков. Все, кроме Бараша, сливаются в этакую второстепенную массу, отражающую разные грани характера супершарика с блеющим акцентом. Хотя ни один из них, если внимательно присмотреться, не идет вразрез со своим образом. «У нас что ни тип, то уникальный образ и непростой нрав, – так характеризует своих героев автор мультфильма Денис Чернов в разговоре с корреспондентом газеты «Культура». – Смешарики не держат зла, в их мире нет места насилию и агрессии. Они могут обижаться, ошибаться, но сделать гадость – никогда. Каждый из девяти персонажей обладает набором привычек, достоинств и недостатков».

Все это так и, повторюсь, очевидно для тех, кто находится в теме Смешариков и привык угадывать дополнительные философские или житейские смыслы в каждом сюжете. Скажем, есть телесерия, где Барашу нравится смотреть на горы, сидя на качелях рядом с Нюшей. Потому что так можно увидеть не просто какой-то там пейзаж, а именно что го-о-оры. Но Нюше надоедает так просто сидеть, и Бараш ее подкупает конфетами. Милая история про любовь. И про то, как болит живот, если съесть много сладкого. Художественный руководитель «Смешариков» Анатолий Прохоров рассказывал в интервью Дине Годер («Русский репортер»), как сценарист Алексей Лебедев ее придумал. Ему как-то сказали, что раз он пишет для детей, то многих важных тем не может касаться по определению. «Нет таких тем, просто надо все так преподнести, чтобы было понятно детям», – уперся он. «Ты же не можешь сделать фильм о проституции!» – возразили ему. «На спор!» – сказал сценарист. Так получился мультик о продажной любви «Горы и конфеты».

Смотреть такие серии – смысловые коктейли – вкусно и интересно. И вот зритель, знающий и жаждущий новых подводных течений и камней «Смешариков», сталкивается на «Легенде о золотом драконе» лишь с аллюзиями, отсылающими к популярным зарубежным фильмам. И каков итог? Ребенок испуган, а в голове мамы крутится фраза Совуньи из телесериала: «Что-то я устала. Надо мне немного отдохнуть…»

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Яна Ефименко, специально для mychel.ru
Просмотров: 9369